Минобразования подошло к школам

В ведомстве лишь начинают работу по созданию новых стандартов школьного образования.

Первого апреля Минобразования представит проект новой редакции Государственного стандарта базового и полного общего среднего образования, то есть новые (или усовершенствованные) образовательные требования государства к выпускникам. Судя по деятельности министерства, ждать перечня новых стандартов придется еще долго, ведь там только во вторник обнародовали проект Концепции новой редакции Государственного стандарта.

В этом документе чиновники-педагоги описали нормы, на которых должен основываться новый стандарт. Однако все это не имеет привязки к срокам, а потому остается невыясненным, когда будет новый текст государственных требований к школьникам. Однако на основе текста Концепции новой редакции Государственного стандарта базового и полного общего среднего образования можем проанализировать, какие изменения уже стоят.

Главные нововведения связаны с обучением в старших классах. В Минобразования стремятся усилить акцент на профильном обучении. «Предыдущий опыт организации профильного обучения показал чрезмерный объем обязательного для всех учащихся (инвариантного) образовательного компонента, что, с одной стороны, ведет к учебной перегрузке школьников, а с другой, не позволяет эффективно удовлетворить их образовательные потребности, связанные с дальнейшими жизненными планами», — говорится в тексте документа. В ведомстве предлагают установить пропорцию между обязательными для изучения дисциплинами и теми, которые учащиеся могут выбирать сами, на уровне 50 на 50.

То есть, в старших классах половину дисциплин школьник будет выбирать сам, а вторую половину ему будут назначать в министерстве. Такое изменение отразится не только на возможности выбирать предметы, надо будет пересмотреть и базисный, т.е. инвариантный, компонент — сколько часов каких дисциплин будут учить в школах. «При этом следует исходить прежде всего из того, что он (инвариантный компонент — „Почта“) должен иметь общеобразовательную, общекультурную, мировоззренческую направленность. Для него характерна высокая степень обобщенности на уровне идей, методов, закономерностей, подходов, принципов», — отмечается в документе.

Конкретики здесь мало, однако больше ее относительно подходов, которые будут определять вариативную составляющую. В проекте концепции есть интересное предложение: «По желанию учеников и при наличии необходимой учебно-материальной базы вариативный образовательный компонент может быть направлен также на осуществление начальной профессиональной подготовки школьников и получения ими определенных профессий». Это, получается, что школа, де-факто получит I и II уровня аккредитации?

Но и это еще не все, ведь акцент на профильности в старших классах должен подкрепляться базисом, полученным во время учебы в средних классах. В общем, как отмечают в проекте документа, «в основной школе должен быть расширен объем вариативной части учебного плана, в частности, для осуществления допрофильной подготовки учащихся».

Если такие изменения будут принимать и будут реализовывать без диалога, как это происходит с другими нововведениями власти за последние полгода, включая Министерство образования, то на выходе получим среднее образование, что не будет обеспечивать общеориентационный фон.

Представляется, что вместо балансирования между профильными и общими дисциплинами, ведомство, уменьшая «перегруженность учебным содержанием отдельных образовательных областей», может уменьшить и шансы стать тем самым «обществом знаний», о котором частенько говорят во властных эшелонах.

Источник: Львівська Пошта (укр.).

Новости партнеров


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Читайте также