Нефальшивый "Оскар"

В театре для детей и юношества — премьера.

Репетиция спектакля. Именно такой формат определил для новой премьеры на сцене Первого украинского театра для детей и юношества спектакля "Оскар... " его режиссер Алексей Кравчук. Речь идет о пьесе современного французского драматурга Эрика-Эммануэля Шмитта «Оскар и Розовая дама», которая появившись, не оставила никого равнодушным, вызвав желание не только ее сценизировать, но и экранизировать как на территории Франции, так и за ее пределами. Недаром пьесу несколько лет назад избрала для себя как бенефисный моноспектакль выдающаяся актриса Алиса Фрейндлих (кстати, за игру в ней актриса получила «Золотую маску» в номинации «Лучшая женская роль»). Да и в Украине «Оскар» сценизируется не впервые.

«Меня эта пьеса заинтересовала тем, что она значительно шире, чем история о онкобольном мальчике, — делился мыслями с „Почтой“ после премьеры в эти выходные Алексей Кравчук. — Это текст о нас и нашей жизни, о том, насколько важно жить максимально полноценно, уметь уважать и мгновение, и вечность, замечать не только большое, а и маленькие детали, которые делают жизнь прекрасной. Прекрасной даже тогда, когда смерть уже стоит у нашей кровати. Текст пьесы интересен тем, что касается каждого периода жизни человека. Потому пока молодые, живем на эгоцентризме, а когда взрослеем, то — часто — по профессии. Однако профессия ничего не стоит сама по себе, а стоит только тогда, когда есть ключом к познанию жизни. Даже когда речь идет об искусстве. Искусство ради искусства — блеф. Искусство приобретает объема, когда направлено на познание мира».

О чем речь? По сюжету — о десятилетнем мальчике, спасти которого медицина уже бессильна. Жить ему осталось 12 дней. Сиделка — мадам Розе — рассказывает ему байку, что там, откуда она родом, один день может идти за десять лет. Но для этого нужно каждый вечер писать Богу письма. И Бог будет выполнять одно желание мальчика, но не материальное, а только то, что важно для души. Следовательно паренек за свое короткое существование получает возможность пережить все, что переживает каждый человек от рождения до смерти, и примириться с мыслью, что этот мир раньше или позже придется покидать.

И что интересно — несмотря на печаль, трогательность, спектакль очень жизнеутверждающий. На десятой или пятнадцатой минуте действа, переместив всех зрителей из зрительного зала на сцену, режиссер акцентирует внимание на пороге между известным и непознанным не только извне, но и в самом человеке, на выборе, который каждый из нас вынужден делать ежесекундно, на микромира, без которых макромир невозможен. Алексей Кравчук не отказывается от литературной канвы, не ставит яркие формы, приемы и т.д., а пытается добиваться результата с помощью минимализма. Хотя определенные интересные приемы в спектакле все-таки есть — как анимация Владимира Стецькович на основе его собственных детских рисунков.

Две задействованные в постановке актрисы — Елена Крылова и Леся Шкапьяк — поочередно перевоплощаются то в маленького Оскара, то в Розовую даму, то в других героев, иногда объединяясь с ними, а иногда держа дистанцию ​​и наполняя монологи и диалоги собственным пониманием человеческого бытия и собственным опытом. Несмотря на то что эти перевоплощения не всегда безупречны (очевидно, именно поэтому говорим о формате репетиции), зритель не остается равнодушным, не только слушает, но и слышит. И главное — готов размышлять над увиденным даже когда покинет пределы театра.

Примечательно, что в спектакле звучит немало очень хороших авторских песен. Весомо, что не только исполнительницей, но и автором или соавтором некоторых из них есть актриса Леся Шкапьяк, которая во время представления несколько раз берет в руки гитару. Целостным действо помогли создать художница Дара Завьялова и хореограф Нинель Зберя.

Источник: Львівська Пошта (укр.).

Новости партнеров


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Читайте также